Берегите чистоту русского языка! В Колонном зале Дома союзов состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя И.С.Тургенева. Организаторы мероприятия — КПРФ и общественное движение «Русский Лад»

Картинки по запросу тургенев картинки
Фото: www.kostyor.ru

 

 

Берегите чистоту русского языка Газета "ПРАВДА" №124 (30767) 13–14 ноября 2018 года 1 ПОЛОСА Автор: Алексей БРАГИН, Людмила ЖУКОВА. http://gazeta-pravda.ru/issue/124-30767-13-14-noyabrya-2018-goda/beregit...

8 ноября в Колонном зале Дома союзов состоялся литературно-музыкальный вечер «Родине поклонитесь!», посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Организаторы мероприятия — КПРФ и общественное движение «Русский Лад».


С приветствием к зрителям обратился Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов, затем прозвучали песни и стихи известных русских авторов и композиторов, в том числе стихи И.С. Тургенева. Исполнители — известные артисты из ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной и Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, а также любимые народом актёры Юрий Назаров, Сергей Никоненко, Леонид Кулагин, певцы Василий Овсянников, Надежда Крыгина и другие популярные артисты.


В образной художественной форме зрителям была представлена биография великого русского писателя, который, несмотря на долгие скитания на чужбине, до конца своих дней оставался верен Родине.

НА СЦЕНЕ — огромный и очень выразительный портрет Ивана Сергеевича в зрелые годы: печальный и проникновенный взгляд, аккуратная бородка и усы, волнистая седеющая шевелюра. Облик а-ля Тургенев, которому стали подражать, но Иван Сергеевич поправлял: «а-ля русский мужик» или просто — «а-ля рюс».

Редкий гость на нашем голубом экране, но широко известный за рубежом Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко исполняет мелодию романса на стихи Ивана Сергеевича «В дороге», именуемого в литературной среде как «романс всея Руси», потому что, известный поначалу «благородной публике», улетел в народ и воспринимается как русская народная раздумчивая песня: «Утро туманное, утро седое, / Нивы печальные, снегом покрытые, / Нехотя вспомнишь и время былое, / Вспомнишь и лица, давно позабытые…». И память устремляется вдаль, в прошлое, где остались «первая встреча, последняя встреча…». И овладевает нами то самое описанное автором рассказа «Певцы» ощущение щемящего до слёз чувства…

На экране — живописные пейзажи малой родины писателя — Орловщины: тихие реки в камышах, леса, поля, луга, где он охотился, которые объездил-исходил, встречался с простым людом, общался на равных, кого-то расспрашивал, кого-то внимательно слушал, даже ненароком подслушивал, чей-то рассказ пересказывал. И оттого создавалось у современников Тургенева, а сегодня и у нас, зрителей Колонного зала, стойкое мистическое впечатление, что и мы вместе с ним везде побывали, всё это видели и пережили.

Вот на экране появляется его усадьба в Спасском-Лутовинове — сиреневый и бело-голубой дом с балкончиком, на котором любил постоять хозяин. Но затеплился в окнах неяркий свет. От свечи, конечно. И хочется думать, что это Иван Сергеевич просто ушёл с балкона в кабинет, сидит, пишет. Или слушает, что происходит в зале (такой эффект от засветившихся окон, наверное, и задуман режиссёром литературно-музыкального вечера Сергеем Викторовичем Розовым, сыном великого советского драматурга).

Дополняют ощущение «присутствия» писателя в зале два ведущих вечер артиста. Андрей Задубровский («молодой Тургенев»), рассказывающий историю о первом протесте шестнадцатилетнего Тургенева против продажи крепостной девушки Луши властной маменькой… Юноша укрыл её в надёжной крестьянской семье и вызванному матерью исправнику с солдатами заявил, направив ружьё: «Буду стрелять!» И мать впервые отступила.

И второй ведущий — народный артист России, лауреат Государственной премии Леонид Кулагин («зрелый Тургенев») из фильма А. Кончаловского «Дворянское гнездо», кадры которого бегут на экране. Актёр читает прекрасные тексты Ивана Сергеевича из писем друзьям: признания, откровения и заветы, опровергающие мнения западников, что Тургенев якобы больше европеец, чем русский. Одно его стихотворение в прозе о великом и могучем, свободном и правдивом русском языке — бесценный завет потомкам. Но есть, оказывается, и другие…

Из письма Венгерову и Пичу: «Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке. Для меня человек, который считает себя писателем, но пишет не только на русском одном — притом своём родном языке, — мошенник и жалкая свинья». Очень сурово, но надо знать контекст того бурного времени сражений славянофилов с западниками и безмерно офранцузившееся дворянство, чтобы понять причины суровости.

Из письма Е. Львовой: «Берегите чистоту русского языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Тут опять очередная перекличка эпохи середины ХIХ века с нашими днями, когда тренды-бренды, месседжи и менеджеры и тьма других американизмов умерщвляют родные слова. А наши эмоциональные междометия: «О-о! Ах! Ой! Ну и ну! Ура!» — заменяются нелепым и бесцветным «Вау»…

Огромный запас живого русского народного языка пока ещё сохраняют народные песни, изгнанные с ТВ. В песне к степи обращаются, как к живому существу: «Ах ты, степь раздольная…» Само слово «раздольная» — редко употребляемое. А дуб — многовековой великан — кратко живущим русским человеком жалеется, потому как он «один, один, бедняжечка…». И ударение в словах песен и в языке у нас вольное в отличие от французского, где только на последний слог, или от немецкого — только на первый. У нас и сегодняшние авторы, например А. Шаганов и И. Матвиенко, демонстрируют свободное ударение: «Мы пойдём с конём, по полю вдвоём, мы пойдём с конём по полю вдвоём…».

Сколько же прекрасных песен и романсов прозвучало здесь среди череды стихов и текстов Тургенева, столь любившего музыку, пленённого навсегда и бесповоротно чарующим голосом Полины Виардо. В 1853 году она была с концертом в Москве, выступала как раз в Колонном зале, на этой самой сцене, на которой идёт нынешнее замечательное действо. Но Иван Сергеевич отбывал ссылку в родовом имении — за прощальное слово на смерть великого Гоголя. Сурова была власть к потомственному дворянину, столь явно не терпевшему несправедливости. Пришлось переодеться в простое платье, преобразить себя и по чужому паспорту мчаться на тройке в Москву, «на голос невидимой пэри»…

А солистка Мариинского театра Ольга Пудова прибыла из Ленинграда-Петербурга в Москву на наш вечер, чтобы исполнить арию Розины из любимой Тургеневым и Виардо оперы «Севильский цирюльник». И вновь перекличка веков: на стихи Тургенева написала музыку и исполнила романс, встреченный благодарными овациями, певица Ольга Панюшкина, лауреат «Русского Лада». А литературно-музыкальный сценарий этого эмоционального и наверняка незабываемого вечера, открывшего нам совсем нового Тургенева — бунтаря и заступника народного, создала известный литературный критик, секретарь Союза писателей России Лариса Баранова-Гонченко с помощью загоревшихся темой сотрудников Московской городской библиотеки им. И.С. Тургенева. Было в нём ещё много неизвестного и интересного об авторе «Муму», «Отцов и детей», «Аси», «Первой любви»… Но обо всём не скажешь.

 
По теме
JPEG Файл - МВД Карачаево-Черкесской Республики 17 марта в 20-51 на 53 км автодороги «Кисловодск-Карачаевск» водитель автомашины «Лада Гранта», 27-летний житель с. Учкекен, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с «ВАЗ-21124»,
МВД Карачаево-Черкесской Республики
14.03.2024 Карачаевским районным судом Карачаево-Черкесской Республики рассмотрено уголовное дело в отношении гражданина Д., который обвинялся органами предварительного следствия в совершении преступления,
Карачаевский районный суд
Фото: mil.ru - КПРФ Фото: mil.ru Всю ночь вывозили 300-х из Одессы: Удар по наёмникам, от которого НАТО задрожало Вчера 627K прочитали       Скриншот ТГ-канала Zelenskiy official На срыв выборов в России киевский режим бросил страт
КПРФ